Краткая презентация образовательной Программы МБДОУ детский сад № 2 сельского поселения «Село Богородское» в соответствии с ФОП и ФГОС ДО Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении Программа разработана на основе: Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации: от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Программа позволяет реализовать: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п.41.1.ФОП ДО). Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6.ФГОС ДО), уточнены и расширены в ФОП ДО. Новые задачи (п.14.2.ФОП ДО) - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития. Программа состоит из: • обязательная инвариантная (часть А) • вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений (часть Б) Обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности. Структура ОП ОД раскрывают назначение ОП ДО, статус и особенности ОП. Содержание разделов (целевого, содержательного и организационного) 1. Целевой раздел содержит: цели, задачи, принципы ОП планируемые результаты освоения ОП в разные периоды детства подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов 2. Содержательный раздел включает: задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во всех возрастных группах направления и задачи КРР, рабочую программу воспитания иные материалы 3. Организационный раздел содержит: психолого-педагогические кадровые условия МТО примерный режим дня примерный перечень произведений искусства примерный календарный план воспитательной работы ОП ДО включает Учебно – методическая документация -рабочая программа воспитания, -примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, -календарный план воспитательной работы. Иные компоненты: -планируемые результаты реализации программы, -педагогическая диагностика достижения планируемых результатов, - задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, - вариативные формы, способы, методы реализации Программы, - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, - способы и направления поддержки детской инициативы, - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся Направления обучения и воспитания – образовательные области: «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная деятельность в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п.24.1.ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательноисследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы (п.24.19.ФОП ДО) Условия реализации Программы: 1.Психолого – педагогические 2.Кадровые 3.Материально – технические 4.Финансовые 5.Развивающая предметно-пространственная среда Характеристика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Цели взаимодействия: Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста Принципы взаимодействия: Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка Открытость Индивидуально-дифференцированный подход Возрастосообразность Задачи взаимодействия: Информирование родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО. Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. Создание условий для развития ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи. Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Формы работы по взаимодействию с родителями: Анкетирование Родительские собрания, конференции, мастер-классы Консультирование Родительские уголки и информационные стенды Дни открытых дверей Экскурсии по ДОУ Участие в создании развивающей среды Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции, привлечение родителей к подготовке праздников) Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: - формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; - формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (п..29.2.1.1 ФОП ДО) Общие задачи воспитания: 1.содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2.способствовать становлению нравственности , основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3.создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4.осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО). Направления воспитания: Патриотическое направление воспитания Духовно-нравственное направление воспитания Социальное направление воспитания Познавательное направление воспитания Физическое и оздоровительное направление воспитания Трудовое направление воспитания Эстетическое направление воспитания Концептуальные положения воспитательной системы ДОУ формирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития, воспитания детей, их успешной социализации, сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам, обществу, настоящему и будущему малой Родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044