Краткая презентация образовательной Программы МБДОУ детский сад № 2
сельского поселения «Село Богородское»
в соответствии с ФОП и ФГОС ДО
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения –
локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в
дошкольном образовательном учреждении
Программа разработана на основе:
Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП
ДО),
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО)
с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям
организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными,
региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и
локальными нормативными актами
Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации:
от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»,
от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»,
от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации»,
от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»
Программа позволяет реализовать:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной
идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой
и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную
организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным
представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места
проживания.
Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п.41.1.ФОП ДО).
Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6.ФГОС ДО), уточнены и расширены
в ФОП ДО.
Новые задачи (п.14.2.ФОП ДО)
- обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
- приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования
ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на
основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Программа состоит из:
•
обязательная инвариантная (часть А)
•
вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений
(часть Б)
Обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах
деятельности.
Структура ОП ОД раскрывают назначение ОП ДО, статус и особенности ОП.
Содержание разделов (целевого, содержательного и организационного)
1. Целевой раздел содержит:
цели, задачи, принципы ОП
планируемые результаты освоения ОП в разные периоды детства
подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов
2. Содержательный раздел включает:
задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным
областям во всех возрастных группах
направления и задачи КРР, рабочую программу воспитания
иные материалы
3. Организационный раздел содержит:
психолого-педагогические
кадровые условия
МТО
примерный режим дня
примерный перечень произведений искусства
примерный календарный план воспитательной работы
ОП ДО включает
Учебно – методическая документация
-рабочая программа воспитания,
-примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
-календарный план воспитательной работы.
Иные компоненты:
-планируемые результаты реализации программы,
-педагогическая диагностика достижения планируемых результатов,
- задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по
образовательным областям,
- вариативные формы, способы, методы реализации Программы,
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик,
- способы и направления поддержки детской инициативы,
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся
Направления обучения и воспитания – образовательные области:
«Физическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО
(п.24.1.ФОП ДО).
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательноисследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы
(п.24.19.ФОП ДО)
Условия реализации Программы:
1.Психолого – педагогические
2.Кадровые
3.Материально – технические
4.Финансовые
5.Развивающая предметно-пространственная среда
Характеристика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Цели взаимодействия:
Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО
и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья
детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
Принципы взаимодействия:
Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка
Открытость
Индивидуально-дифференцированный подход
Возрастосообразность
Задачи взаимодействия:
Информирование родителей и общественности относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО.
Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей.
Создание условий для развития ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи.
Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
для решения образовательных задач.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Формы работы по взаимодействию с родителями:
Анкетирование
Родительские собрания, конференции, мастер-классы
Консультирование
Родительские уголки и информационные стенды
Дни открытых дверей
Экскурсии по ДОУ
Участие в создании развивающей среды
Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции,
привлечение родителей к подготовке праздников)
Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей
Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом
его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
- формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, себе;
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами
(п..29.2.1.1 ФОП ДО)
Общие задачи воспитания:
1.содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2.способствовать становлению нравственности , основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
3.создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка,
его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4.осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание
воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО).
Направления воспитания:
Патриотическое направление воспитания
Духовно-нравственное направление воспитания
Социальное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Трудовое направление воспитания
Эстетическое направление воспитания
Концептуальные положения воспитательной системы ДОУ
формирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья воспитанников,
создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития,
воспитания детей, их успешной социализации,
сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности,
повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам,
обществу, настоящему и будущему малой Родины, Российской Федерации, на
основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у
подрастающего поколения навыков позитивной социализации
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028
"Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044