СОГЛАСОВАНО Председатель по образованию Р.Н. Криксин УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ детским № 2 с. Богородское 'К. В. Шевченко ' 202 год / Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ДЕТСКИИ САД № 2 сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края на 2021-2025 гг. 2021 год ОГЛАВЛЕНИЕ Содержание программы развития ДОУ .....................................................3 Паспорт программы...............................................................................................3 I Введение 5 I. Анализ деятельности ДОУ...............................................................................5 II. Информационно-аналитическая справка.,....................................................6 III. SWOT - анализ потенциала развития ДОУ.................................................11 IV. Цель и задачи развития (образ будущего состояния ДОУ) и общая стратегия их реализации.....................................................................................14 V. Основные проекты программы развития.....................................................17 VI. Финансирование программы развития...................................................... 20 VII. Система контроля выполнения Программы развития............................ 20 Список литературы..............................................................................................21 2 Содержание Программы развития ДОУ Паспорт Программы развития: Полное наименование программы Основания для разработки программы Период и этапы реализации программы Цель программы Основные задачи, мероприятия программы Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края. 1. Анализ деятельности ДОУ за период 2016-2020 гг. 2. Федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.28. , 3. Приказ Министерства образования и науки от 14.10.2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». 4. Приказ от 18 октября 2013 г. N 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Программа будет реализована в 2021-2025 годы в три этапа. 1ый этап - подготовительный (2021) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2ой этап - практический (2022-2024) - апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3ий этап - итоговый (2025) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Совершенствование образовательной работы в ДОУ в контексте ФГОС ДО, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 1. Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения, основанного на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка. 3 Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы Разработчики программы 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов. 4. Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 5. Совершенствование предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 6. Поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов и др.). Дальнейшее развитие ДОУ: - укрепление кадрового потенциала ДОУ; - укрепление материально-технической базы. - совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группах; - тесное взаимодействие с родителями, участниками образовательного процесса в ДОУ. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края. Рабочая группа педагогов и родительская общественность. Заведующая ДОУ. Руководитель программы развития htto://1961 .maaam.ru Сайт МБДОУ в сети Интернет Постановление об Приказ № 3 от 12 января 2021 г утверждении программы Система организации - контроль за ходом реализации Программы осуществляется контроля за администрацией ДОУ; выполнением - в обязанности ДОУ входит периодическое информирование программы родителей воспитанников о ходе реализации Программы (посредством сайта, родительских собраний, отчетных мероприятий и т.д.). Финансирование Осуществляется в пределах текущего финансирования (далее программы ВПТФ). 4 ВВЕДЕНИЕ Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края на 2021 - 2025 гг. (далее Программа) в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития ДОУ определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана: - обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; - консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы ДОУ, результатом реализации инициативных проектов - высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования, которые служат для ведения контроля за организацией и внесения изменений в основную образовательную программу. Проекты, представленные для реализации плана Программы развития, рассчитаны на весь период с 2021 по 2025 годы ее реализации. 2. Анализ деятельности ДОУ Достижения ДОУ за период 2016-2020 год Программа развития учреждения на 2016-2020 год выполнена в полном объеме. За 2016-2020 гг. в дошкольном учреждении произошли следующие изменения: - произошла реорганизация нашего учреждения в виде присоединения МБДОУ детский сад № 7 сельского поселения «Село Нижняя Гавань»; - сохраняется контингент детей; 5 - обновлена предметно-развивающая среда, выстроена с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО: - отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей. Совершенствуется познавательная, речевая, социально-коммуникативная и художественно-эстетическая направленность развития ребенка, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-психологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. - содержание воспитательно-образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет реализуемых в ДОУ программ; - собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи. В течение 2016-2020 гг. коллектив ДОУ принимал активное участие в районных и сельских конкурсах воспитанников, занимал призовые места. Много возможностей в этом плане дают тесные контакты ДОУ с социальными партнерами, участниками реализации части формируемых образовательных отношений основной образовательной программы: МБОУ СОШ с. Богородское, Детская районная библиотека, Районный Дом культуры, Награждены: Грамотой Главы района - 2 человека; Благодарственным письмом комитета по образованию - 3 человека. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности учреждения. Выявленные проблемы: - неготовность педагогов организовать образовательный процесс с использованием системно-деятельностного подхода; - несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей. - потребность родителей подготовить детей к школе и отсутствие желания участвовать самим в этой подготовке. 3. Информационно-аналитическая справка Блок 1. Информация об эффективности работы ДОУ Плановая наполняемость ДОУ - 60 детей. Списочный состав на 1января 2021 г. - 50 детей. Количество групп - 3: 1 группа разновозрастная от 1 до 4 лет; 2 группа разновозрастная от 4 до 8 лет; 3 группа разновозрастная от 1 до 8 лет (Нижняя Гавань). Выполнение государственного задания на оказание государственных услуг 6 Общие требования к приему воспитанников в детский сад определяются законодательством Российской Федерации. Порядок приема воспитанников в детский сад определяется Учредителем. ДОУ принимаются дети от 1 года до 8 лет. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения. Сохранение контингента воспитанников Таблица I Возраст 1-3 3-7 2019-2020 100% 100% 2018-2019 100% 100% 2016-2017 100% 100% Большинство детей воспитываются в неполных семьях, из них 14 - многодетные. Основная образовательная Программа дошкольного «образования в ДОУ обеспечивает разностороннее воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 1 года до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Она охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом всех видов детской деятельности в каждом возрастном периоде: организация режима пребывания детей в учреждении, содержание педагогической работы по освоению образовательных областей, систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов, связанных с планированием текущей педагогической деятельности. Формы организации образовательного процесса соответствуют поставленным задачам. Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу. Планируемые итоговые результаты освоения детьми Основной образовательной Программы в соответствии с ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогического мониторинга. Формы проведения педагогического мониторинга: беседы с детьми; наблюдения, игровые ситуации с проблемными вопросами; анализ продуктов детской деятельности способствует коррекции основной образовательной программы ДОУ и составлению годового плана, индивидуальной работы с воспитанниками. Также педагогический мониторинг показывает, что воспитанники нашего ДОУ при выходе в школу успешно проходят адаптацию и хорошо подготовлены к обучению по пяти областям ФГОС ДО: познавательной, речевой, физической, художественно эстетической, социально-коммуникативной. Это говорит о высоком профессионализме педагогов нашего учреждения. Кадровое обеспечение ДОУ укомплектовано сотрудниками на 80% Педагогический коллектив, обеспечивающий процесс развития и воспитания детей состоит из 5 сотрудников. Таблица 2 Квалификационная категория Высшая 0 Образование Высшее Стаж педагогической работы 1 0 - 3 года 7 педагогическое Первая 0 Высшее профессиональное 1 Соответствие 4 Среднее специальное 5 Без категории 0 Среднее 0 3 - 5 лет 5 - 1 0 лет 2 1 0 -2 0 лет 2 более 20 лет 3 Обеспечение доступности качественного образования В целях обеспечения доступности качественного образования в детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В группах созданы условия для познавательной и творческой активности детей. В практике ДОУ используются разнообразные формы работы с детьми: Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность при проведении режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Организация эффективной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы В ДОУ имеется необходимое количество наглядного, дидактического, демонстрационного, спортивного оборудования, физкультурная площадка для спортивной работы на улице. Воспитанники детского сада и педагоги участвуют в районных мероприятиях. Создание условий для сохранения здоровья детей Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива. С целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни организованы следующие оздоровительные и профилактические мероприятия: - Сбалансированное детское питание с учетом индивидуальных показаний. Индивидуальный подход к питанию аллергиков. Профилактическая гимнастика после сна. Дыхательная гимнастика. Профилактика ОРВИ: С-витаминизация, закаливание. Появляются тенденции к повышению заболеваемости, этому способствуют сложные социально-экономические условия в семьях, боязнь некоторых родителей 8 закаливающих процедур и профилактических мероприятий, а также приходом в детский сад ослабленных детей уже с рождения. Все это требует активизации работы педагогического, медицинского персонала по внедрению эффективных здоровье сберегающих технологий по профилактике заболеваний, просветительских бесед с родителями, убеждений в необходимости прививать ребенка соответственно возрасту, если нет медицинских противопоказаний. Обеспечение комплексной безопасности и охрана труда С целью выполнения инструкций по охране труда сотрудников в ДОУ проводятся следующие мероприятия: выдается специальная одежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом изучаются должностные инструкции, инструкции по техники безопасности, электробезопасности, правил пожарной безопасности, издаются приказы по охране жизни и здоровья детей и сотрудников. Создание системы государственно-общественного управления Центральным звеном в управлении ДОУ является Совет ДОУ, Педагогический Совет и Общее собрание работников образовательного учреждения. Педагогический Совет координирует образовательный процесс в ДОУ, который носит комплексный характер, и способствует формированию интегративных качеств воспитанников. Блок 2. Информация о потребностях субъектов образовательной деятельности, заинтересованных в образовании Результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей лиц, заинтересованных в образовании С целью обеспечения целостности образовательного процесса в ДОУ и семье педагогический коллектив активно сотрудничает с семьями воспитанников, осуществляет изучение социального заказа семьи к ДОУ, проводит регулярные мониторинговые исследования мнения родителей воспитанников о качестве образовательного процесса. В ДОУ в период с 2016 г. по 2020 г. были проведены маркетинговые исследования образовательных потребностей родителей и удовлетворенности оказанием услуг не реже двух раз в год. В исследованиях приняли участие от 25 до 40 родителей. Результаты исследований представлены в таблице 3. Таблица 3 № 1. 2. Потребности % Повышение качества воспитания и обучения в ДОУ 10% Доволен качеством воспитания и обучения в ДОУ 90% Внедрение более креативных форм работы с родителями 14% Доволен интересными формами работы с родителями 86% Результаты опросов и исследований образовательных потребностей и возможностей субъектов образовательной деятельности В ДОУ в период с 14.12.2020 по 15.12.2020 г. были проведены маркетинговые исследования образовательных потребностей родителей и педагогов ДОУ. В 9 Оценка уровня удовлетворенности социума результатами работы образовательной организации В ДОУ в период с 01.10.2020 по 21.10.2020 была проведена оценка уровня удовлетворенности родителей результатами работы ДОУ. В опросе приняли участие 38 семей воспитанников. Результаты исследований Оценка уровня удовлетворенности родителей результатами работы ДОУ 97% родителей удовлетворены 3 % родителей не удовлетворены Проведенный анализ работы ДОУ, позволил обнаружить ряд проблем, требующих решения на новом этапе развития учреждения и определить цели и задачи развития 3 . SWOT - анализ потенциала развития ДОУ Таблица 5 Внешняя среда Угрозы (Т) Возможности (О) Внутрен няя среда I. Стратегия развития II. Стратегия эксперимента . низкий % педагогов . сохранение и владеющих новыми развитие системы интерактивными методами повышения взаимодействия и общения с квалификации родителями воспитанников ДОУ; педагогических . обеспечить психологический работников в комфорт педагогам, создать соответствии с требованиями ФГОС; атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на . повышение конкурентоспособное успех, стремление создать все ти и результативности условия для сохранения и укрепления здоровья; деятельности ДОУ, . Дальнейшая оптимизация обусловленное улучшением качества программного обеспечения работы ДОУ в соответствии с учебноФГОС ДО; сот, воспитательного Дом культуры, . Активизация внедрения процесса и ростом районная развивающих технологий, в профессионального детская мастерства педагогов; первую очередь игровых; библиотека; . Совершенствование содержания . поиск . благоприятный педагогических идей и форм взаимодействия детского психологически по обновлению сада и семьи в образовательном й климат в ДОУ содержания процессе. .стимулирование дошкольного труда педагогов, образования: внедряющих внедрение новых инновационные технологий, приемов проекты взаимодействия с дошкольного родителями; Сильные стороны (S) . накоплен практический опыт образовательной деятельности в ДОУ; . разнообразие деловых и творческих связей с различными организациями и учреждениями села: МБОУ 11 образования. . Слабые стороны (VV) . увеличение количества воспитанников, относящихся к сложным категориям, приводящее к ухудшению показателей подготовки к школе; . недостаточное количество мероприятий районного уровня; . Несколько снижен процент позитивного отношения к работе в целом, вероятнее всего, это объясняется тем, что престиж деятельности педагога, воспитателя, его материальный доход по сравнению с другими профессиями, востребованным и на рынке труда, значительно ниже, а нагрузка очень велика, в том числе и эмоциональная; использование в работе интерактивных методов общения с родителями. III. Стратегия компенсации IV. Стратегия защиты . низкий социальный статус профессии воспитателя в . сформирован стабильный коллектив обществе; единомышленников, . эмоциональное выгорание способный решать все педагогов вследствие стоящие перед продолжительных коллективом задачи; профессиональных стрессов; . отработана система . высокая занятость родителей оздоровительной и воспитанников, отсутствие профилактической времени, низкая работы и заинтересованность в контакте с осуществляется воспитателями; вариативный подход к формам и . нестабильная экономическая содержанию ситуация в стране, сопряженная с физического негативными тенденциями в воспитания детей. функционировании институтов семьи; . проблематичность финансирования материальнотехнической базы ДОУ слабая включенность родителей в образовательный 12 процесс ДОУ. Последнее время существует проблема «эмоциональног о выгорания» педагогов. SWOT - анализ дает возможность выделить следующие стратегические направления в развитии образовательной организации: Модернизация образовательной деятельности. Создание системы взаимодействия с социальными партнерами; Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности через реализацию проектов. Обеспечение развития кадрового потенциала ДОУ. Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 4. Цель и задачи Программы развития (образ будущего состояния ДОУ) и общая стратегия их реализации При разработке стратегии деятельности коллектива: развития ДОУ была определена перспектива приоритет ребенка. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в ДОУ выступают вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе, позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы; - качество дошкольного образования. Эта ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе. - преемственность дошкольного и начального школьного образования. Предполагает дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой с целью обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное пространство города. компетентность (профессионально-педагогическая) - это системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессиональнопедагогической деятельности. В более узком понимании под профессионально13 педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Концептуальной идеей Программы развития является установка, что каждый ребенок успешный дошкольник Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий. Индивидуальные результаты реализации Программы развития ДОУ: \ Так как сформированность начальных предпосылок к учебной деятельности и мотивов является показателем успешности ребенка и результатом качества образовательных услуг, то в результате реализации модели развивающей среды с модулем интегрированного развивающего пространства предполагается получить результаты двух групп, связанных с развитием ребенка и деятельностью ДОУ. Первая группа результатов связана с развитием ребенка - успешного дошкольника. Содержательные: - сохранение и укрепление здоровья детей; достаточный уровень сформированности у детей основ культуры здоровья; повышение коэффициента здоровья детей (здоровый ребенок); сформированность у детей навыков самостоятельного обслуживания, первоначальных трудовых действий (деятельный ребенок); - успешное освоение образовательной программы ДОУ (умный ребенок). - Социально-психологические: - достаточный уровень самостоятельности, инициативы и активности (социально активный ребенок); - психолого-педагогическая готовность (мотивация) детей к успешному обучению в школе (умный, социально активный ребенок); - улучшение эмоционально-психологического состояния детей (здоровый ребенок, добрый ребенок); - позитивное отношение к миру, сверстникам, взрослым (добрый ребенок); - развитое воображение, способность находить оригинальное решение проблем (творческий ребенок); - включение детей в творческое самовыражение (творческий ребенок); - готовность детей к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия (социально активный, адаптированный ребенок). Модель успешного дошкольника: Успешность дошкольника - выпускника ДОУ предполагает готовность ребенка, которая определяется сформированностью новой внутренней позиции ребенка, связанной с учением как новой социально значимой деятельностью, школой как новым образом жизни, открывающей новые перспективы развития. У дошкольника, ориентированного на успех, должны быть сформированы: - начальные представления об учебной деятельности; предпосылки к учебной деятельности; мотивация к обучению и успешности. 14 Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество). К начальным ключевым компетентностям относятся: - здоровьесберегающая; - деятельностная; - информационная; - социально-коммуникативная. Предпосылки учебной деятельности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию. Они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях и различных учебных предметах. Универсальные учебные действия включают: познавательные и регулятивные. Из мотивов успешности дошкольника можно выделить следующие: - учебно-познавательные; социальные; игровые. Таким образом, модель выпускника ДОУ представляет собой успешного дошкольника и имеет следующие аспекты успешности: это здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий ребенок, владеющий системой начальных ключевых компетентностей, универсальных учебных умений и мотивированный на успех учебы в школе и дальнейшей жизни. Вторая группа результатов связана с деятельностью самого образовательного учреждения: содержанием образовательного процесса, повышением квалификации педагогов, системой управления. Организационные: реализация модели развивающей среды и интегрированного игрового пространства; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках овладения развивающими технологиями и оценки на основе компетентностного подхода; - повышение уровня педагогической грамотности родителей в области организации детской деятельности; - создание информационного банка инновационных и развивающих технологий; - совершенствование функционирования общественно-государственных органов управления. Образовательные: - мониторинг сформированности у детей начальных представлений к учебной деятельности и уровня мотивации к успешности обучения в школе и дальнейшей жизни; создание условий для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных детских возможностей и способностей; - создание индивидуальных маршрутов развития детей, предполагающее работу с родителями по самореализации личности их детей. - создание системы оценки качества результатов деятельности. Результаты успешности: - участие ДОУ в конкурсах различного уровня; 15 - рост количества педагогов, представляющих опыт на мастер-классах, открытых мероприятиях, на семинарах, конференциях, публикациях в СМИ; - положительная динамика публикаций о деятельности ДОУ на различных уровнях; - ориентация детей и педагогов на успех. Ожидаемым результатом является функционирование ДОУ как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего формирование успешного дошкольника. 5. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ План реализации (2021 -2025 годы) Цели представляемых проектов направлены на оптимизацию всех сторон воспитательно-образовательного процесса, включая управление детским садом, а значит, находятся во взаимосвязи со стратегическими задачами Программы развития детского сада. Проект «Творческая лаборатория педагога» Цель: формирование педагогического мастерства, повышение педагогической квалификации и определении направлений самообразования. Задача: совершенствование образовательного процесса в ДОУ путем включения в него проектных и игровых технологий, интегрированных форм организации непосредственно образовательной деятельности, методов и приемов, способствующих реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. Планируемые направления деятельности: 1. Изучение профессионального мастерства: - самоанализ педагогов; анкетирование педагогов; - обогащение опыта педагогов для выявления уровня педагогического мастерства; - формирования заявок на курсы повышения квалификации. 2. Включение педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений, обучающих семинаров района и села, направленных на практическое внедрение современных образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной деятельности. 3. Создание системы методического сопровождения обучения и повышения педагогического мастерства. 4. Создание творческой группы внутри детского сада по разработке плана внедрения современных технологий. : 5. Совершенствование комплексно-методического планирования путем включения интегрированных форм осуществления обучающих мероприятий посредством проектных и игровых технологий. 6. Организация взаимных посещений педагогами непосредственной образовательной деятельности в возрастных группах. 7.Осуществление контроля качества выполнения планируемых направлений деятельности. 8. Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений. Ожидаемые результаты: 1. Стабильность педагогического коллектива, который: поддерживает общую идею системного обновления воспитательно образовательного процесса; 16 - стремится к достижению запланированных детским садом результатов; — обеспечивает выход детского сада на уровень современных требований и повышение его конкурентоспособности как дошкольного образовательного учреждения. 2. Рост удовлетворенности реализацией педагогом своего творческого потенциала. 3. Рост удовлетворенности воспитанников и их родителей организацией воспитательно-образовательного процесса в детском саду. 4. Создание творческой группы, которая реализует основные направления данной программы, способствует обмену передовым педагогическим опытом и его распространению. 5. Презентация интегрированной работы по проектной и игровой деятельности в ДОУ на педагогическом совете, районном семинаре. Проект «Современная предметно-образовательная среда» Цель: оснащение образовательного процесса современным учебным и наглядным оборудованием в соответствии с условиями ФГОС ДО. Задача: совершенствование предметно-образовательной среды ДОУ с учетом планируемых изменений в образовательном процессе. Планируемые направления деятельности: 1. Совершенствование предметно-пространственной среды по принципу интеграции образовательных областей, согласно ФГОС ДО. 2. Проведение качественного анализа материально-технической базы предметно пространственной среды. 3. Исследование климата в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности в них. 4. Учет возрастных особенностей детей. 5. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении и воспитании. 6. Создание предметно-пространственной среды с учетом двигательного режима детей. 7. Изготовление дидактического и наглядного материала с привлечением воспитанников и родителей. 8. Проведение планового тематического контроля по созданию предметно пространственной среды в каждой возрастной группе, в соответствии с ФГОС ДО. Ожидаемые результаты: 1. Создание современной предметно-пространственной среды. 2. Предметно-пространственная среда трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна. 3. Предметно-пространственная среда оснащена необходимыми дидактическими, развивающими и настольно-печатными играми. Проект «Профессиональная компетентность педагога» Цель: систематизировать методическую работу в ДОУ по профессиональной компетенции педагогов. Задача: совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников в целях реализации планируемых изменений. Планируемые направления деятельности: 1. Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степен удовлетворенности педагогической деятельности через самоанализ педагогов. 17 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации, посещение методических объединений, семинаров, творческих групп, конференций района и города. 3. Прохождение аттестации педагогических работников на первую и высшую категории. 4. Участие с докладами на семинарах, педагогических чтениях, районных и сельских мероприятиях. 5. Участие самостоятельно и с воспитанниками в соревнованиях, смотрахконкурсах. 6. Приобщение педагогов к методической работе детского сада: выступление на педагогических советах, работе творческих и рабочих групп по составлению рабочих и образовательных программ, консультаций, общих родительских собраниях. 7. Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием Интернет-ресурсов. 8. Создание публикаций виде материалов методического и научного характера (предполагается обмен передовым опытом с социальными партнёрами ). 9. Предоставление ежегодного отчета но повышению творческого потенциала каждого педагога. Ожидаемые результаты: 1. Педагог - активный участник образовательных отношений. 2. Овладение ИКТ педагогами, в т. ч. технологиями дистанционного обучения при повышении педагогами своей квалификации. 3. Увеличение числа воспитанников, участвующих в конкурсах, соревнованиях. 4. Повышение имиджа детского сада через достижения педагогов и воспитанников. Проект «Семейный клуб» Цель: систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, установить взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Задача: совершенствование системы взаимодействия с родителями, обеспечивающей повышение уровня грамотности родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей, а также согласование требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей. Планируемые направления деятельности: 1. Проведение анкетирования родителей, направленного на трудности в воспитании своих детей и проблемы по организации работы детского сада (в начале учебного года и в конце). 2. Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой ДОУ, основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения. 3. Выявление трудностей и проблем для организации педагогической работы с родителями. 4. Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы). 5. Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей всеми специалистами ДОУ в соответствии с выявленными проблемами. 6. Организация индивидуальных консультаций для родителей и воспитанников всеми педагогами ДОУ. 18 Г » ---- 7. Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала). 8. Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт ДОУ. 9. Итоговое анкетирование родителей по результатам работы семейного клуба. 10. Постановка конкретных задач на следующий учебный год. Ожидаемые результаты: 1. Родитель - участник образовательного процесса ДОУ. 2. Регулярная работа семейного клуба. 3. Понимание мнения родителей о сущности и результатах работы «Семейног клуба». 4. Мотивация родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ. 5. Установление доверительных отношений между педагогами и родителями. { 6. Финансирование Программы развития 2021 Финансовые 600000 затраты, (обновление необходимые игрового для оборудования успешной на прогулочных реализации участках) программы 2022 70000 (покупка детской мебели на 2 группы, обновление наглядных пособий, игрового оборудования, вытяжки) 2023 1000Q0 (покупка интерактивной доски, центров развития и детского творчества, технологичес кого оборудования) 2024 120000 (обновление спортивного оборудования) 2025 150000 (покупка музыкальных инструментов, обновление игрового оборудования, мягкого инвентаря) Финансирование Программы осуществляется при наличии финансовых средств согласно плану ФХД (финансово-хозяйственной деятельности). 7. Система организации контроля выполнения Программы развития 1. Составление ежегодных планов мероприятий ответственными за реализацию отдельных проектов, представление их Совету дошкольного образовательного учреждения. 2. Ежегодные отчеты по самообследованию ДОУ. 3. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и Др. 4. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте ДОУ. Список литературы: Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.28. 2. Приказ Министерства образования и науки от 14.10.2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». 19 3. Прикд: с т v : -ля оря 2013 г. N 544н Министерства труда и социальной защиты России о : ; Седеглдии -Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общее:. среднего общего образования) (воспитатель, учитель). 4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014. Научно-методическая литература: . Инновационная деятельность в ДОУ (программно-методическое обеспечение), авторы И. Урмина, Т. Данилова, Линка-Пресс, Москва, 2013 год. 2. Самоанализ деятельности ДОУ при прохождении аттестации, авторы Г.Б. Ларионова, 3 . И. Данюкова, Е.А. Каралашвили, Сфера, Москва, 2013 год. 3. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ, автор Прохорова Л.Н., Москва, 2014 год. 4. Различные интернет-ресурсы. 20